На сегодня в продаже имеется два вида источников студийного света – это импульсный и постоянный свет.
Источники постоянного света – это чаще всего мощные галогенные лампы, которые очень нагреваются и выделяют большое количество тепла во время использования. Их используют в фотографии достаточно редко, больше в киносъемках, но если в вашем «вооружении» фотоаппарат без «башмака» или синхроконтакта, тогда единственный выход студийной фотосъемки – это постоянный свет. Для использования постоянного света Вам необходим будет термостойкий софтбокс или зонт. Еще одни минус источника постоянного света – это необходимость его выключения хотя бы один раз в час.
Импульсные лампы-вспышки (моноблоки) – это источник света, состоящий из двух ламп. Первая – это пилотный свет, который помогает фотографу определить наличие теней и управлять ими, его мощность составляет порядка 50-300 W. Вторая лампа – это сам источник импульса, который и освещает студийную фотосъемку. Мощность этой лампы прямо пропорциональна ее цене. Мощность импульсных студийных вспышек указывают в Джоулях (Дж), например: 150 Дж, 300 Дж, 500 Дж, 1000 Дж. В названии обычно указывают максимальную мощность вспышки, но при этом у нее имеется регулировка мощности (плавная или ступенчатая).
При выборе студийного света существует важный момент – синхронизация импульса с фотоаппаратом. Т.е. вспышка студийных ламп и срабатывание затвора фотоаппарата должны произойти одновременно. Светосинхронизацию могут осуществить синхроконтакты, которые позволят соединить фотоаппарат и вспышку синхрокабелем, ИК-датчиком или радиоканалом.
Синхрокабель обычно идет в комплекте со студийной вспышкой. Кабель подключается к вспышке и фотоаппарату (либо адаптеру). Остальные вспышки срабатывают от впышки уже подключенной лампы.
ИК-сихроконтакт крепится в «башмак» фотоаппарата, а специальный датчик на вспышках улавливает ИК-излучение от контакта, что синхронизирует вспышку.
Кроме этих способов синхронизации используют так же синхронизацию по предвспышке от фотоаппарата. Т.е. вспышка от фотоаппарата «поджигает» остальные вспышки в фотостудии.
Радиосинхронизация - синхронизация по радиоканалу. Обычно это комплект приемника и передатчика. Приемник включается в синхроразъем источника света, а передатчик крепится на фотоаппарат, так же как и ИК- сихроконтакт.
Моноблоки (студийные вспышки) – это сложные системы искусственного света, которые призваны моделировать дневное освещение. Студийный свет дает фотографу практически неограниченные возможности импульса вспышки – от 100 до 1500 ДЖ. Современные студийные вспышки-моноблоки дают возможность варьировать энергию импульса и управлять яркостью пилотного света. Различают два способа регулировки – пропорциональный и раздельный. Первый обеспечивает одновременное регулирование импульсной и пилотной ламп одним элементом управления. Второй гарантирует раздельную регулировку, что дает большую свободу для фотографа, особенно при работе с системами из нескольких моноблоков (студийных вспышек).
Ввиду малой поверхности излучения импульсных ламп моноблоки (студийные вспышки) можно считать точечными источниками света, поэтому для получения хорошо сбалансированного освещения и создания специальных световых эффектов необходимо применять различные насадки с различной формой и величиной площади рассеивающей поверхности.
Рассеиватели студийного света
|
Белый зонт
Отражающий белый зонт дает рассеянный мягкий свет. Достигнув стен и потолка студии или специально расставленных экранов, он меняет направление атаки и как бы обволакивает объект. |
Серебряный зонт
Отражающий серебряный зонт дает довольно жесткий рассеянный свет, имитируя освещение в яркий солнечный день. Чаще всего применяется в fashion -фотографии. |
Октобокс
Обеспечивает мягкий равномерный направленный световой поток без четких границ на фоне. При съемке портретов дает естественный рефлексивный рисунок (восьмигранник) в глазах человека. |
Софтбокс
Популярный аксессуар в фото студии (существует много размеров). Дает мягкий направленный свет, однако при портретной съемке в глазах модели появляются неприятные квадратные (прямоугольные) рефлексы. |
Стрипбокс
Стрипбокс служит для создания мягкой узконаправленной полосы света (отчасти благодаря глубоким черным бортам бокса). Дополнительное использование сот позволяет добиться красивой выразительной текстуры на отражающей поверхности. |
Рефлекторы для студийных вспышек
|
Конусный тубус с сотами
Применяется для создания хорошо управляемого узконаправленного пучка света, на фоне создает пятно с четко выраженными краями. Часто используется в качестве моделирующего источника. |
|
Параболоидный рефлектор
Имитирует дневное освещение в яркий солнечный день, обеспечивает довольно широкий угол рассеивания. Световое пятно на фоне не имеет четких границ. Применяется в fashion -фотографии. |
|
Тарелка
Так же служит для имитации солнечного света. За счет конусных кольцевых отражающих поверхностей обеспечивает равномерное жесткое освещение. Чаще всего используется для fashion -фотографии. |
|
Фоновый рефлектор
Установленный недалеко от фона, он используется в качестве градиентной подсветки. Дает четко выраженные параболические границы с одной стороны и широкую площадь освещения с другой. |
|
Шторки с сотовым фильтром
Используется для создания светового пятна квадратной или прямоугольной формы, дают мягкий узконаправленный свет. Широко применяют в студийной фотографии в качестве моделирующего источника. |
Заполняющий, или общий свет – равномерное, рассеянное, бестеневое освещение объекта, имеющее достаточную интенсивность для короткой выдержки. Осуществляется комбинацией источников верхнего и переднего света.
Рисующий свет — пучок света, направленного на объект или его сюжетно важную часть. Его задача — создание основного светового эффекта. Такой свет должен давать большую освещённость на освещённом участке объекта по сравнения с освещённостью общего света. Самостоятельно рисующий свет употребляется редко, так как он даёт контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей в тенях или света из-за большого интервала яркостей.
Моделирующий свет — узкий направленный пучок света малой интенсивности, используемый для получения бликов, улучшающих передачу объёма объекта и подсветки теней с целью их смягчения, а иногда и полного устранения. Назначение моделирующего света — улучшение градации светотени.
|