Обострение конкуренции на рынке цифровых зеркальных камер
Еще несколько лет назад ведущие производители фототехники Canon и Nikon предпочитали позиционировать свои камеры любительского и полупрофессионального диапазона в близких, но не совпадающих маркетинговых нишах. Выбирая не очень дорогую зеркалку фирмы Nikon или Canon, мы не видели камер с очень близкими спецификациями.
Например, посмотрим на зеркалку начального уровня Nikon D60. Если добавить немного денег, то можно было купить более функциональный и, соответственно, более дорогой Canon, если добавить еще немного денег, то опять Nikon, добавить еще – опять Canon.
Однако замедление роста рынка цифровых зеркальных камер в начале 2008 года, многократно усугубленное глобальным финансовым кризисом, привело к падению объемов продаж и к существенному усилению конкуренции между производителями фототехники. Как следствие, теперь фирмы стараются не оставить без своей продукции даже самую маленькую нишу рынка.
Первой камерой, во многом повторяющей спецификации конкурента, камеры 500D, был объявленный весной этого года Nikon D5000. Тогда это выглядело как случайность. Однако после выхода 7D начала вырисовываться следующая картинка:
Маркетинговая ниша |
Canon |
Nikon |
Сенсор формата APS-C: кроп 1.6 (Canon) кроп 1.5 (Nikon) |
Зеркальная камера начального уровня |
1000D |
D3000 |
Любительская камера |
500D |
D5000 |
Камера для серьезного любителя / Полупрофессиональная камера |
50D |
D90 |
Полупрофессиональная камера / Профессиональная камера начального уровня |
7D |
D300 |
Полнокадровые камеры и камеры с сенсором формата APS-H – кроп 1.28 (1D Mark III) |
Полупрофессиональная камера / Профессиональная камера начального уровня (Репортаж) |
??? |
D700 |
Полупрофессиональная камера / Профессиональная камера начального уровня (Камера высокого разрешения) |
5D Mark II |
D700x (???) |
Профессиональная камера (Репортаж) |
1D Mark III |
D3 |
Профессиональная камера высокого разрешения |
1Ds Mark III |
D3x |
Конечно же, существует разница между моделями, приведенными как конкурирующие. Так, между камерами 50D и D90 существует разница и по цене, и по спецификациям (D90 находится немного ближе к любительскому сектору, в то время как 50D - полупрофессиональная зеркалка). Тем не менее, таблица хорошо отображает общую ситуацию на рынке. Так, согласно таблице, у Nikon не хватает модели, которая бы позиционировалась в том же сегменте рынка, что и 5D Mark II. Если появится D700x (о необходимости которой так долго говорили большевики :) ), то и таблица приобретет более законченный вид. С другой стороны, у Canon не хватает относительно недорогой полнокадровой (или APS-H) модели для репортажа.
Спецификации камер возникали не на пустом месте, а совпадают во многом со спецификациями камер конкурентов. Поэтому редакция решила опубликовать сравнительный обзор камер верхнего уровня с сенсором APS-C2.
Сравнение камер, основные параметры
Сравнение спецификаций |
|
|
|
|
Canon 7D |
Canon 50D |
Nikon D300 |
Nikon D90 |
Количество эффективных пикселей |
18 миллионов 5184 х 3456 |
15.1 миллиона 4752 х 3168 |
12.3 миллиона 4288 х 2848 |
12.3 миллиона 4288 х 2848 |
Рекомендованная производителем цена на момент появления |
$1699 |
$1299 |
$1799 |
$999 |
Китовый объектив (ЭФР) |
EF-S 15-85mm f/3.5-5.6 IS USM (24-136мм) |
EF-S 15-85mm f/3.5-5.6 IS USM (24-136мм) – EF 28-135mm f/3.5-5.6 IS USM (45-216мм) |
AF-S VR 16-85/3.5-5.6 (24-128мм) |
AF-S VR 18-105/3.5-5.6 (27-158мм) |
Видоискатель Увеличение покрытие |
Пентапризма 0.63х (1.0х) покрытие100% |
Пентапризма 0.59х (0.94х) покрытие 95% |
Пентапризма 0.63х (0.95х) покрытие 100% |
Пентапризма 0.63х (0.95х) покрытие 96% |
LCD монитор |
3" TFT LCD монитор 920000 точек (VGA), 170 градусов угол зрения, низкотемпературный поликремний, антирефлективное покрытие, регулируемая яркость, возможна автоматическая регулировка яркости в зависимости от освещения |
3" TFT LCD монитор 920000 точек (VGA), 170 градусов угол зрения, низкотемпературный поликремний, антирефлективное покрытие, регулируемая яркость |
3" TFT LCD монитор 920000 точек (VGA), 170 градусов угол зрения, низкотемпературный поликремний, антирефлективное покрытие, регулируемая яркость |
3" TFT LCD монитор 920000 точек (VGA), 170 градусов угол зрения, низкотемпературный поликремний, регулируемая яркость |
Видео |
- 1920x1080: 30/24 fps (NTSC), 25/24 fps (PAL) - 1280x720 (HD): 60 fps (NTSC), 50 fps (PAL) - 640x480 (SD): 60 fps (NTSC), 50 fps (PAL)
.MOV MPEG-4 AVC, H.264 |
|
D300s:
- 1,280 x 720/24 fps, - 640 x 424/24 fps, - 320 x 216/24 fps
AVI (Motion JPEG)
Автофокус работает во время записи видео (автофокусировка по контрасту) |
- 1280 x 720 (24 fps) - 640 x 424 (24 fps) - 320 x 216 (24 fps)
AVI (Motion JPEG) |
Корпус |
Магнезиевый сплав, усиленная пылевлагозащита |
Магнезиевый сплав, защита дверей батарейного отсека и отсека карты памяти |
Магнезиевый сплав, усиленная пылевлагозащита |
Алюминевое шасси и поликарбонат |
Размеры (ДхВхШ) Вес (без батареи) |
148 х 111 х 74мм 820 г |
146 х 108 х 74мм 730 г |
147 х 114 х 74мм 825 г |
132 х 103 х 77 мм 595 г |
Допустимые для работы погодные условия |
0-40 градусов Цельсия, влажность менее 85% |
0-40 градусов Цельсия, влажность менее 85% |
0-40 градусов Цельсия, влажность менее 85% |
0-40 градусов Цельсия, влажность менее 85% |
Рассмотрим различие между камерами более подробно.
Сравнение камер. Автофокус, экспозамер и серийная съемка
Сравнение спецификаций |
|
|
|
|
Canon 7D |
Canon 50D |
Nikon D300 |
Nikon D90 |
Автофокус |
TTL фазовый автофокус, 19 точек фокусировки, все крестовые. Центральная точка может также работать с объективами F2.8 и более светосильными. Диапазон работы от -0.5 до 18 EV (ISO 100) |
TTL фазовый автофокус, 9 точек фокусировки, все крестовые. Центральная точка может также работать с объективами F2.8 и более светосильными. Диапазон работы от -0.5 до 18 EV (ISO 100) |
TTL фазовый автофокус, 51 точка фокусировки включая 15 крестовых точек. Диапазон работы от -1 до 19 EV (ISO 100). |
TTL фазовый автофокус, 11 точек фокусировки включая одну крестовую точку. Диапазон работы от -1 до 19 EV (ISO 100) |
Тонкая подстройка автофокуса |
+/-20 шагов |
+/-20 шагов |
+/-20 шагов |
- |
Время срабатывания затвора |
59ms |
59ms |
45ms |
65ms |
Время автофокуса (по центральной точке) |
0.107 сек |
0.131 сек |
0.227 сек |
0.208 сек |
Время возвращения зеркала в исходное положение |
100ms |
100ms |
100ms |
100ms |
Скорость серийной съемки |
8 к/сек |
6.3 к/сек |
6 к/сек (7 к/сек D300s) 8 к/сек с бат.ручкой |
4.5 к/сек |
Объем буфера для серийной съемки |
15 RAW |
16 RAW |
17-23 RAW в зависимости от установок RAW |
10 RAW |
Экспозамер |
TTL, 63-зонный сенсор, учитывается цветовая информация, диапазон работы: EV 1 - 20 EV |
TTL 35-зонный сенсор, диапазон работы: EV 0 - 20 EV |
TTL, 1005-пиксельный сенсор, учитывается цветовая информация и расстояние до объекта съемки, диапазон работы: EV 0 - 20 EV |
TTL, 420-пиксельный сенсор, учитывается цветовая информация и расстояние до объекта съемки, диапазон работы: EV 0 - 20 EV |
Режимы работы экспозамера |
Матричный
Частичный (9.4% по центру кадра)
Центрально-взвешенный
Точечный (2.3% по центру кадра) |
Матричный
Частичный (9% по центру кадра)
Центрально-взвешенный
Точечный (3.8% по центру кадра) |
Матричный
Центрально-взвешенный (круг 6, 10 или 13мм по центру кадра)
Точечный ( 2% вокруг выбранной точек фокусировки ) |
Матричный
Центрально-взвешенный (круг 6, 8 или 10мм по центру кадра)
Точечный (3мм – 2% вокруг выбранной точек фокусировки) |
Качество картинки камеры. Шумы на высоких ISO
Известно, что при одной и той же технологии увеличение количества мегапикселей на матрице приводит к увеличению разрешения камеры и возможности печати на больший формат. В то же время, это также приводит к уменьшению динамического диапазона и росту шумов на высоких ISO. Именно поэтому репортажные камеры, для которых очень важно наличие «рабочих» высоких ISO, имеют меньшее число мегапикселей, чем камеры для студии или пейзажа, для которых высокая чувствительность не так важна, как разрешение.
Обычно увеличение мегапиксельности камеры происходит с параллельным улучшением технологии изготовления матрицы, что позволяет нейтрализовать, или, по крайней мере, снизить влияние эффекта уменьшения размера пикселя на качество картинки. Согласно информации Кэнона, при изготовлении матрицы 7D была применена новая технология, позволившая увеличить относительное количество фотонов, доходящих до светочувствительного слоя матрицы.
Редакция провела сравнение камер 7D, 50D, D300, D300s и D90 по шумам на высоких ISO. Была использована методика близкая, но не копирующая методику известного фоторесурса dpreview. Для измерений использовались заводские установки каждой камеры. Шумы измерялись в JPEG.
Для каждой из камер мы получили три вида шумов.
- RGB шумы. Этот вид шумов показывает зависимость цветных шумов от значения установленного на камере ISO
- Яркостные шумы (шумы в 18% сером цвете, на фото этот серый должен получаться близким к R=G=B=128)
- Шумы в глубоких тенях (близко к R=G=B=35-40)
Были получены следующие результаты:
RGB шумы:
Рисунок 4: RGB Шумы
Мы видим явное желание производителя получить на 7D не задавленную шумодавом четкую картинку на низких ISO (мы рассмотрим этот вопрос ниже). Также очевидна оптимизация камеры с целью получения малошумной картинки на высоких ISO.
В целом, цветовые шумы не играют особой роли вплоть до ISO 3200, а на ISO 6400 они начинают бросаться в глаза.
Яркостные шумы
И Никон и Кэнон очень эффективно борются с шумом в своих камерах. При этом считается, что подход к методам подавления шумов у двух ведущих производителей фотоаппаратуры разный. Кэнон старается больше давить яркостные шумы, что приводит к очень гладкой «шелковой» картинке, особенно на низких ISO. Никон больше давит цветовые шумы, в результате чего шумы на высоких ISO приятно напоминают зернистость пленки. Однако мы не заметили существенной разницы в характере шумов у 7D и D300.
На высоких ISO (3200 и выше) картинка у 7D менее шумная, чем у D300. При этом D300 обеспечивает более качественную передачу текстуры на высоких ISO, что свидетельствует о менее агрессивных настройках шумоподавления у Никона. В целом, чисто по картинке, трудно предпочесть одну из двух камер на высоких ISO. Однако при этом не следует забывать, что матрица камеры 7D имеет на 60% большую плотность пикселей на матрице, а это означает, что бороться с шумами Кэнону было гораздо сложнее.
Яркостные шумы
Рисунок 5: Яркостные Шумы
Необходимо отметить, что хотя на низких ISO яркостные шумы 7D в численном выражении превышают шумы других камер, это отчасти вызвано тоновой кривой камеры, на заводских установках дающей очень контрастную картинку. Увеличение контраста естественным образом усиливает шумы. Кроме того, у 7D на низких ISO очень щадящие установки шумодава, характерные для профессиональной техники.
Никон также придерживается философии неприменения шумодава на низких ISO. Обратите внимание на локальный минимум шумов D300 и D300s на ISO 800. Именно на ISO 800 у Никонов D300 и D300s включается шумоподавление.
Несмотря на разный характер кривых на низких ISO (100-400), визуально шумы незаметны у любой из камер.
Мы проанализировали тестовые фотографии, полученные в контролируемых условиях ресурсом www.imaging-resource.com. Ниже приведены 100% кропы для всех тестируемых камер (кликните мышью по фотографии для увеличения).
Рисунок 6-1: Без шарпенинга
Рисунок 6-2: С шарпенингом
Из сравнения 100% очевидно, что на низких ISO шумы малозаметны на всех сравниваемых камерах. Однако, при этом 7D имеет более высокое разрешение, что будет давать более качественную картинку при размерах печати A3 и более.
Шумы в тенях
Несмотря на малый размер пикселя, 7D очень успешно борется с шумами в тенях.
Рисунок 7: Шумы в тенях
До ISO 3200 теневые шумы всех протестированных камер оказались приблизительно равными. На ISO 6400 50D шумит чуть больше других камер в списке, при этом D90 шумит чуть меньше.
При тестировании 7D была замечена следующая особенность. Выдержка, при которой снимались фотографии, у 7D была несколько длиннее, чем у других камер, в то же время репродукция 18% серого получилась темнее. Близкую картину мы наблюдаем и у камеры D90.
В таблице указана выдержка (в обратных секундах) и получившиеся значения R=G=B.
|
7D |
50D |
D300 |
D300s |
D90 |
ISO |
1/в |
RGB |
1/в |
RGB |
1/в |
RGB |
1/в |
RGB |
1/в |
RGB |
100 |
13 |
122 |
15 |
122 |
15 |
139 |
20 |
121 |
13 |
132 |
200 |
25 |
120 |
30 |
122 |
30 |
137 |
40 |
120 |
25 |
138 |
400 |
50 |
121 |
60 |
122 |
60 |
137 |
80 |
120 |
50 |
132 |
800 |
100 |
120 |
125 |
123 |
125 |
137 |
160 |
120 |
100 |
132 |
1600 |
200 |
119 |
250 |
123 |
250 |
139 |
320 |
118 |
200 |
132 |
3200 |
400 |
114 |
500 |
122 |
500 |
140 |
640 |
117 |
400 |
133 |
6400 |
800 |
115 |
1000 |
122 |
1000 |
138 |
1250 |
120 |
800 |
133 |
12800 |
1600 |
116 |
2000 |
122 |
|
|
|
|
|
|
Такое поведение камеры может свидетельствовать (а может и не свидетельствовать) об отличии декларированного и реального ISO у 7D на 20-30%. В настоящее время редакция разрабатывает методику измерения ISO камеры, после чего мы вернемся к обсуждению этого вопроса.
|